Как исчислить налог на имущество и заполнить декларацию и налоговый расчет, если кадастровая стоимость здания определена, а кадастровая стоимость находящегося в нем помещения – нет? Отвечает ФНС.

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке заполнения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и сообщает следующее. В соответствии с пунктом 1 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено статьей 375 Кодекса. Согласно пункту 2 статьи 375 Кодекса налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 Кодекса. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, в частности, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

  1. административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
  2. нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно положениям пунктов 2 и 7 статьи 378.2 Кодекса налоговая база в отношении перечисленных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объектов недвижимости определяется как кадастровая стоимость в случае принятия законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 статьи 378.2 Кодекса организация - собственник объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Таким образом, начиная с 1 января 2014 года налогоплательщики, имеющие в собственности указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса объекты, должны облагать указанные объекты недвижимого имущества по кадастровой стоимости в случае вступления в силу в субъекте Российской Федерации в налоговом периоде соответствующего нормативного правового акта и включения конкретного объекта в перечень, утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом налог уплачивается в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества. Постановлением Правительства Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП (в ред. от 26.12.2013 N 907-ПП) утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость. Указанный перечень включает в себя здания (в том числе помещения в них), в отношении которых в налоговом периоде 2014 года налоговая база исчисляется как кадастровая стоимость.

Таким образом, налогоплательщики, имеющие в собственности включенные в указанный перечень здания (в том числе помещения в них), должны исчислять налог на имущество организаций и авансовые платежи по налогу в налоговом периоде 2014 года исходя из кадастровой стоимости указанных объектов (зданий или помещений). Начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года организации должны представлять налоговую отчетность по налогу по формам, утвержденным приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895 "Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения" в редакции приказа ФНС России от 05.11.2013 N ММВ-7-11/478@. При этом согласно пунктам 6.1 Порядков заполнения налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу, утвержденных указанным приказом ФНС России, в отношении каждого из объектов недвижимого имущества, налоговой базой по которым признается кадастровая стоимость, организации должны заполнять отдельный раздел 3 налоговой декларации (раздел 3 налогового расчета по авансовому платежу). Таким образом, заполнение разделов 3 форм налоговой отчетности производится пообъектно и потому не предполагает возможности суммирования кадастровых стоимостей объектов недвижимого имущества, облагаемых по кадастровой стоимости. Кроме того, в каждом разделе 3 форм налоговой отчетности по налогу должен быть указан по строке с кодом 014 или строке с кодом 015 соответственно кадастровый номер здания (строения сооружения) или кадастровый номер помещения (в случае заполнения раздела 3 в отношении помещения, по которому проведен кадастровый учет). Учитывая изложенное, в случае наличия у организации нескольких помещений в одном торговом центре, в отношении которых проведен кадастровый учет, при условии включения торгового центра в утвержденный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации перечень объектов недвижимости, облагаемых в 2014 году налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости, в отношении каждого объекта необходимо заполнять отдельный раздел 3 форм налоговой отчетности по налогу с указанием в строках с кодами 015 соответствующих кадастровых номеров помещений, а в строках с кодами 020 и 025 налоговой декларации (строках 020 и 030 налогового расчета по авансовому платежу) соответственно кадастровых стоимостей каждого из помещений и не облагаемых налогом кадастровых стоимостей (в случае, если по соответствующему объекту организация имеет право на льготу по налогу). При этом следует учитывать положения пункта 6 статьи 378.2 Кодекса, согласно которому, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания. 

Таким образом, в случае, если определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, в графе 020 разделов 3 форм налоговой отчетности по налогу указывается доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле площади помещения в общей площади здания. Письмо ФНС от 16 октября 2014 г. N БС-4-11/21488

 

Минфин подтвердил, что НДС по товарам, приобретенным для осуществления строительства жилых домов, освобожденных от обложения налогом, к вычету не принимается.

В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношений строительно-монтажных работ, выполняемых с целью последующей продажи построенных объектов, с учетом постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 3309/10 Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 3309/10 указано, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса в качестве выполняемых для собственного потребления строительно-монтажных работ подлежат квалификации те работы, в результате которых организацией создаются объекты, подлежащие использованию в ее собственной деятельности. При строительстве объектов с целью их последующей продажи строительные работы не могут быть квалифицированы как выполняемые для собственного потребления, а объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает при реализации построенного объекта. Если указанная цель строительства доказана, то не имеет правового значения, осуществлялось ли в период строительства его финансирование третьими лицами и были ли заключены соответствующие договоры, предполагающие отчуждение построенных объектов. В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 статьи 149 Кодекса операции по реализации жилых домов, жилых помещений, а также долей в них не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. При этом согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) этим налогом, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 г. N 3309/10, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления строительства жилых домов, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость, вычетам не подлежат. Письмо Минфина от 9 июля 2014 г. N 03-07-10/33185

В течение какого срока можно осуществить зачет налога, уплаченного за рубежом, при исчислении налога на прибыль? Комментирует Минфин.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос о зачете российскими организациями сумм налога, уплаченных за пределами Российской Федерации, в целях устранения двойного налогообложения и сообщает следующее.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций учитываются доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами. В соответствии с пунктом 3 статьи 311 Кодекса суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации в отношении такого дохода. Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента. Из вышеизложенного следует, что право на зачет налога у организации возникает при наличии у нее действующего документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации, и при условии учета доходов, с которых он был уплачен (удержан), при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в текущем либо предшествующих налоговых периодах. Следует отметить, что российские организации заявляют свое право на зачет налога в момент представления в налоговые органы Декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, одновременно с декларацией по налогу на прибыль и документами, предусмотренными в пункте 3 статьи 311 Кодекса. При этом Кодексом не ограничивается возможность проведения процедуры зачета налога одним налоговым периодом, в котором получены доходы.

Таким образом, указанные российские организации вправе произвести зачет как в текущем, так и в трех налоговых периодах, следующих после налогового периода, в котором доходы были получены и учтены в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, с учетом соблюдения требований о трехлетнем сроке налоговой давности, предусмотренном пунктом 4 статьи 89 Кодекса. Письмо Минфина от 2 октября 2014 г. N 03-08-05/49453.

О введении при применении ПСН (патентная система налогообложения) дифференциации размера потенциально возможного к получению ИП годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности.

В связи с письмом по вопросу дифференциации размера потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности при применении патентной системы налогообложения сообщает следующее. 

В настоящее время применение патентной системы налогообложения не предусматривает возможности дифференциации размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности. Это приводит к тому, что устанавливаемый субъектом Российской Федерации потенциально возможный к получению годовой доход не учитывает специфику ведения предпринимательской деятельности в муниципальных образованиях, в том числе факторы, препятствующие повышению доходности бизнеса (уровень спроса, наличие рынков сбыта продукции, удаленность от административного центра субъекта Российской Федерации и пр.). В то же время уровень развития предпринимательской деятельности и уровень получаемого индивидуальным предпринимателем дохода могут существенно различаться в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности. Для того чтобы решить отмеченную проблему, полагаем возможным внести изменения в главу 26.5 "Патентная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрев право субъектов Российской Федерации устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Следует отметить, что правило установления органами местного самоуправления корректирующего коэффициента (К2) к величине базовой доходности в настоящий момент действует в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В случае введения схожей нормы в отношении патентной системы налогообложения порядок применения патентной системы налогообложения будет аналогичен порядку применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 5 Федерального закона от 29.06.2012 N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", а также Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 30.05.2013) с 01.01.2018 предусмотрена отмена единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В этой связи в целях обеспечения более плавного перехода индивидуальных предпринимателей с применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на применение патентной системы налогообложения полагаем возможным реализовать рассматриваемые Письмо Минфина от 16 мая 2014 г. N 03-11-10/23229